00:54 ГАЗГОЛЬДЕРЫ | |
Газгольдерами
называются сосуды, предназначенные для хранения и смешивания газов. Их включают
в газовую сеть между источниками получения газа и его потребителями в качестве
своеобразных аккумуляторов, регулирующих потребление газа. Газгольдеры
применяют на металлургических, коксохимических и газовых заводах, в химической
и нефтеперерабатывающей промышленности, в городском хозяйстве для хранении
природного или искусственного газа и т.д. По
конструкции и характеру эксплуатации газгольдеры делятся па две группы:
газгольдеры переменного объема (мокрые и сухие) и газгольдеры постоянного
объема. Газгольдеры
переменного объема называют газгольдерами постоянного низкого давления, так как
давление газа в них не превышает 4-5 кПа. Газгольдеры постоянного объема
имеют внутреннее давление газа в пределах 250—2000 кПа и являются сосудами
высокого давления. 2. ГАЗГОЛЬДЕРЫ
ПЕРЕМЕННОГО ОБЪЕМА Мокрые
газгольдеры Конструктивные
особенности. Типовые мокрые газгольдеры имеют вместимость 100—30000 м3
и состоят из вертикального цилиндрического резервуара, наполненного водой,
одного или нескольких промежуточных звеньев (телескопов), колокола,
представляющего собой открытую снизу цилиндрическую оболочку с пологой сферической
кровлей, и направляющих (рис. а). Через дно резервуара под колокол подводят
газопроводы для подачи и расходования газа. Непроницаемость соединения соседних
звеньев газгольдера обеспечивается гидравлическими затворами в виде двух
кольцевых желобов, входящих один в другой. При наполнении газгольдера газом
колокол поднимается, зачерпывает волу из резервуара своим желобом, захватывает
им верхний желоб телескопа и т.д., после чего колокол с телескопами поднимается
до своего верхнего положения. Для
уравновешивания внутреннего давления газа масса подвижных звеньев бывает
недостаточна, и тогда применяют бетонные грузы, расположенные но периметру
крыши колокола, а также чугунные грузы, уложенные по периметру нижней части
колокола. Газгольдеры должны иметь молниеотводы. Плавность
и бесперебойность движения колокола и телескопов обеспечиваются направляющими
и роликами. В газгольдерах с вертикальными направляющими верхние ролики закрепляются
на консолях, прикрепленных к верху каждого подвижного звена, и перемещаются по
наружным направляющим стойкам каркаса, а нижние кренятся к нижнему
кольцу подвижного звена и перемешаются по внутренним стойкам, приваренным к
стенке ниже расположенного элемента. Применяются
следующие мирки стали: для оболочки резервуара и подвижных звеньев с расчетной
температурой ниже —ЗО˚С— ВстЗсп5, при температуре до —30я—ВстЗпс6
(по ГОСТ 380—71 с изм.) при этом необходимы дополнительные гарантии загиба в
холодном состоянии и ограничения по химическому составу; для прочих расчетных
элементов — ВстЗкн2 по ГОСТ 380—71 с нам. с дополнительными гарантиями загиба в
холодном состоянии. Основные
положения расчета.
Газгольдеры переменного объема рассчитывают по методу предельных состояний в
соответствии с указаниями специальных технических условий и главы СНиП
11-23-81. В расчетах учитывают следующие коэффициенты перегрузки: для собственного
веса конструкций n1 = 1.1; для
давлении газа ПОД колоколом n2= 1,2; для давления воды в резервуаре n3=>1.1; для полезной (временной
нагрузки (2 кН/м2)
на обслуживающие площадки и лестницы п = 1,2; для снега на колоколе — на всей
крыше или на половине поверхности крыши интенсивностью, соответствующей
данному району строительства, согласно СНиП, но не менее 1 кН/м2
(111 район), п=1,4, при этом нагрузка на всей крыше, несмотря на сферическую ее
поверхность, не уменьшается; для ветровой нагрузки с аэродинамическим
коэффициентом k=0,7 п=1,2. При
расчетах учитывают следующие сочетания нагрузок: основные— вес конструкций,
давление газа и воды, снег на всей крыше или на половине ее поверхности,
временные нагрузки на площадке; дополнительные: а) нагрузки основные с
односторонней снеговой нагрузкой, ветер, температурные и монтажные воздействия;
б) нагрузки основные без учета снеговой нагрузки, ветровая нагрузка; особые —
нагрузки от собственного веса, волы к снега, сейсмические воздействия. Коэффициенты
сочетания нагрузок принимают по СНиП 2-6-74. Коэффициент
условий работы принимают равным γ=1, за исключением случаев, когда принимаются
иные значения: для корпуса водяного резервуара газгольдера γ =0.8; для внешних
вертикальных направляющих γ =0,9; для сжатых основных элементов купола
колокола (ноги стропил, пояс жесткости) γ =0,9. При
расчете на прочность и деформативность с учетом сейсмических сил принимается
специальный коэффициент условий работы γ *р=М. Максимальное
давление газа пол колоколом рн
имеет место при наивысшем его положении и определяется в зависимости от
собственной массы подвижных звеньев, воды в затворах, пригрузки, а также от
плотности воздуха и газа: Рмах=4/πD2*[Q-Q’/ γст-V(γв- γг)] где Римах,*
— 10 «Па — наибольшее избыточное (ладанное) давление гам в газгольдере: D— диаметр
колокола в однозосньспок. Оборудования на подвижных лкньих. кН; О' — вес погружаемых
в воду частей колокола и телескопа, кН; I' — объем та внутри газгольдера. Стенки
резервуара телескопов и колокола выполняются из рулонных заготовок на заводе.
Толщина стенки резервуара определяется по формуле Толщина стенок
телескопов и колокола вычисляется по формулам: Так
как давление газа под колоколом ра
мало, то расчетная толщина стенки получается незначительной,
поэтому в этих случаях толщина стенки назначается конструктивно не менее 3—5
мм. Кровля
колокола состоит из тонколистовой оболочки и поддерживающих се стропил в виде
радиально расположенных в плане арок, которые соединены между собой кольцевыми
стержнями и решеткой, образующими купольную систему. Наиболее часто
применяется «дышащая» кровля, когда оболочка кровли свободно лежит на стропилах
и не скрепляется с ними, а приваривается только к уторному уголку но опорному
кольцу. Вследствие этого усилии от внутреннего избыточного давления рп
воспринимаются оболочкой кровли как мембраной без включении в работу
стропил. Поэтому толщина стенки кровли определяется как для сферической
оболочки Стропила
рассчитывают на нагрузку от кровли, снега на ней и вакуума. Наружные
направляющие, связанные кольцевыми площадками и раскосами, можно представить в
виде сквозного призматического стержня, загруженного сосредоточенными силами
от давления наружных: роликов, передающих ветровую нагрузку, которая
воспринимается телескопами и колоколом, а также одностороннюю снеговую
нагрузку на кровлю колокола. Раскладывая эти сосредоточенные нагрузки по плоским
фермам, составляющим грани призмы, и рассматривай их как консоли, определяют
осевые усилия но всех элементах. Наибольшие усилия возникают в элементах
граней, параллельных направлению ветра. Кроме продольных усилий наружные
направляющие могут испытывать местный изгиб от сосредоточенного давления
роликов, что также должно учитываться в расчете. Горизонтальные
кольца кроме осевого растягивающего усилия должны проверяться на изгиб в
вертикальной плоскости от собственного веса и вертикальной нагрузки 2 кН/м2. Пригрузку
составляют бетонные плиты, располагаемые на крыше колокола по ее наружному краю
на специальной кольцевой площадке. И чугунные грузы, которые размещают на
нижнем кольце жесткости у гидрозатвора на специальном уши рении. 2. Сухие газгольдеры Конструктивные
особенности. Сухие газгольдеры применяют в случае, когда хранимые газы имеют
высокую концентрацию (до 99,9 % и выше)
и не допускают увлажнения (этилен, пропилен и т.д.). Объем
газгольдеров колеблется от 10 до 600 тыс. м3. Конструкция их состоит
из цилиндрической оболочки с плоским днищем, покоящимся на песчаной подушке, и
сферической кровли из листов толщиной 3 мм, которые крепятся к каркасу из
радиально расположенных гнутых швеллеров. Внутри
газгольдера размещается специальная конструкция в виде шайбы, перемещающейся
под давлением газа наподобие поршня. Шайба имеет несущий каркас и наружную
обшивку из листовой стали. Между
корпусом газгольдера и вертикальными стенками шайбы расположен сплошной
кольцевой фартук из прорезиненной ткани, герметично соединенный с корпусом и
шайбой и изолирующий газовое пространство. Шайба удерживается в горизонтальном
положении с помощью системы роликов и встречных тросов, прикрепленных своими
концами к стенке газгольдера и каркасу кровли. Для удержания давления в
газгольдере шайба пригружается бетонными блоками. Наполнение газгольдера и
внутреннее избыточное давление регулируются автоматически: при переполнении
газгольдера шайба выталкивает шток газосброса и излишек газа уходит в
атмосферу. Стенки
корпуса и днища сухих газгольдеров изготовляют из рулонных заготовок. Стенка
корпуса снабжена каркасом из вертикальных стоек, заделанных и фундамент,
и горизонтальных колец из прокатного профиля. Все соединения элементов в сухих
газгольдерах выполняются сварными. | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||